Четверг, 25.04.2024, 17:44
СКОРОЧТЕНИЕ. Развитие памяти, внимания.
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [18]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 21
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Главная » Статьи » Мои статьи

Антиципирование

В основе способности антиципировать развитие мысли автора по ходу чтения лежит знание особенности структурной и языковой организации текста, его графическое оформление мощь этих знаний вы можете по типу и композиции текста, лексическому составу, словам-ориентирам, таблицам и диаграммам без особого труда домысливать необходимую информацию, обращать внимание на значимые фрагменты текста, одним словом, вы можете эффективно и быстро воспринимать передаваемые данные.

К особенностям построения текста, т.е. его структуре, относятся его тип, композиция, разбивка на части, главы, разделы и абзацы.

Деление текстов на четыре типа: художественный, научный, научно-популярный, общественно-политический — весьма условно. Тем не менее оно помогает изначально лучше ориентироваться в материале, поскольку каждый отдельный тип обладает своим характерным стилем и методом изложения.

Художественные произведения по своему стилю отличаются образностью, эмоциональной насыщенностью, подтекстом, которые заставляют читателя переживать события вместе со своими героями.

Научные материалы, напротив, отличаются «сухостью», которая является следствием строгого логического развития мысли, обилия фактов, формулировок, обобщений, выводов. Чтение и понимание таких текстов несколько затруднительно из-за использования специальной лексики и характерных синтаксических конструкций, однако строгость их структурной организации позволяет легко расчленить материал на смысловые фрагменты и проанализировать их.

Научно-популярная литература возникла и существует для того, чтобы наиболее широкому кругу читателей в упрощенной форме и на доступном языке рассказать о последних достижениях наук, литературы, искусства. В этих текстах нет «сухости» научной литературы и эмоциональности художественной. Для них скорее характерны повествовательный стиль изложения и минимум узкопрофессиональной лексики. Они просты для обработки и понимания.

Общественно-политическая литература отличается тенденциозностью, актуальностью и целенаправленностью. Преследуя цель завоевать самые широкие круги читателей, она использует общедоступную лексику и простоту композиционной организации текста. Опытный читатель без труда определяет тип текста и в соответствии со своими целями выбирает наиболее удобный способ чтения: с художественной литературой приятно отдохнуть; научную статью можно просканировать, останавливаясь на выводах и обобщениях; научно-популярную и общественно-политическую «пробежать глазами», выделив лишь доминанту. Таким образом, техника динамического чтения позволяет экономить силы и получать удовольствие от чтения.

Немалую роль в процессе предугадывания развития мысли играет умение определить композиционное построение текста. Основными составляющими композиции являются вступление, главная часть и заключение.

Во вступлении представляется круг вопросов и проблем, поднимаемых далее в тексте. Здесь же может быть затронута история рассматриваемой проблемы и сделан обзор вариантов ее решения. Такой дополнительный материал позволяет одним читателям обстоятельно ознакомиться с проблемой, другим, знакомым с этой информацией, — бегло просмотреть вступление. Вообще рекомендуется вступительную часть читать быстро, иногда только просматривать, а основное внимание уделить главной части и заключению.

В главной части излагается основная информация. В большинстве случаев она подразделяется на части, главы, разделы. Именно здесь дана суть исследований, итоги эксперимента, фактографический материал. Автор также может поместить в главной части доказательства в защиту своего видения материала в сравнении с другими точками зрения.

Для эффективного чтения главной части надо выработать навыки быстрой ориентации в тексте, чтобы, ознакомившись с фактами, перейти к детальной проработке цепи доказательств и обобщений. Осмысливая таким образом текст, вы без труда логически подойдете к заключению.

В заключении подводятся итоги, делаются выводы и обобщения, касающиеся сути текста. По объему оно может быть в виде абзаца, нескольких предложений или главы. Читать заключение следует крайне внимательно. Зачастую на этом этапе возникает необходимость перечитать отдельные фрагменты.

Для того, чтобы в процессе понимания прочитанного не заблудиться в лабиринте мыслей, уяснить способ мышления автора, необходимо научиться чувствовать логику повествования, т.е. уметь видеть определенные принципы мышления автора. Это умение позволит вам определить «красную нить» повествования и отступления от нее. Основные принципы логики повествования просты: от общего к частному или наоборот в зависимости от стиля автора.

Это значит, что обсуждение основного вопроса может начинаться с основного тезиса (общего), в защиту которого далее будут приводиться факты, примеры, доказательства, дополнительные сведения (частное). После обсуждения проблемы обычно делаются обобщающие выводы.

Но возможен и другой вариант: вначале автор излагает факты, описывает последовательность проведения исследований, делая по ходу повествования локальные обобщения. Тем самым автор подводит читателя к главному заключительному выводу.

В обоих случаях для всестороннего освещения проблемы могут делаться отступления от темы в виде полемики. Таким образом, умение видеть логику повествования позволит быстрее найти мысленный контакт с автором и спрогнозировать ход развития событий. Техника динамического чтения также предполагает умение воспринимать абзац как единое целое, понимать смысл абзаца одним взглядом. Однако такое умение приходит не сразу. Поэтому следует сначала научиться выделять и воспринимать текст с помощью синтагм, т.е. законченных смысловых групп слов. В каждой синтагме важно видеть ключевое слово, несущее основной смысл.

Однако следует знать, что ключевое слово в синтагме может не являться ключевым словом в тексте, потому что смысловая нагрузка распределена неравномерно: целые абзацы могут заключать в себе дополнительную информацию.

Затем следует научиться воспринимать целиком небольшие предложения, части абзацев. На этом этапе важно осознавать, что и абзац имеет свою собственную структуру. Обычно в первом предложении содержится основной тезис, а затем он раскрывается. В последнем предложении абзаца может подводиться предварительный итог. Но не всегда смысловой абзац может совпадать с печатным.

Таким образом, вы сумеете воспринимать текст крупными информативными блоками. Это умение получит дальнейшее развитие в процессе расширения поля зрения.

Совершенствование навыков и умений эффективного чтения также находится в тесной связи со знаниями особенностей языковой организации текста. Исследования показали, что процесс чтения и восприятия информации в сильной степени зависит от синтаксической структуры текста и его лексического состава.

Анализ техники чтения демонстрирует, что скорость чтения тем выше, чем проще синтаксическая структура текста. То есть значительно проще и быстрее воспринимаются простые предложения, чем сложносочиненные и сложноподчиненные, хотя последние и несут больше информации. Очевидно, что предложения с многоступенчатыми подчинениями, обилием причастных и деепричастных оборотов сложны для восприятия. Они вызывают частые регрессии, а порой приводят к потере нити повествования. Такие предложения следует читать с особым вниманием, сохраняя в памяти все степени сочинения и подчинения. К тому же, для лучшей ориентации в таких предложениях важно разобраться в синтаксических конструкциях текста и особенностях функциональных стилей. Поэтому мы рекомендуем вам ознакомиться с практической стилистикой русского языка.

Для понимания и осмысления текста, правильного его восприятия и толкования важно знать его основной лексический состав. Научная, научно-популярная литература порой изобилует узкоспециальной лексикой, доступной лишь специалистам в этой области. Поэтому желательно ориентироваться хотя бы в основных понятиях. Тогда это даст возможность по контексту и уже полученной в ходе чтения информации догадаться о значении неизвестного слова. Навык языковой догадки позволяет в процессе чтения сформировать некоторые ассоциативные связи между новыми незнакомыми данными и хранящимися в памяти, что играет существенную роль в раскрытии конкретного значения слова.

Вообще культура чтения предполагает наличие существенного лексического запаса у читателя, что расширяет возможности антиципирования. С другой стороны, пренебрежение к лексическому обогащению приводит многих читателей к превратному толкованию смысла прочитанного. Поэтому мы рекомендуем вам в случае знакомства с текстом, изобилующим непонятными словами, не полениться и уточнить в словарях их значение. Такой подход к чтению незнакомого материала поможет избежать заблуждений и пополнить ваш лексический багаж.

Кроме основного лексического состава в тексте встречаются «служебные» слова, которые не передают основного смысла, но помогают в нем ориентироваться, так называемые слова-ориентиры. Приведем некоторые группы таких слов.

На развитие мысли указывают слова: и еще, так же, причем, к тому же, более того и т.д. Как правило, они стоят в начале предложения и свидетельствуют о том, что к уже к сказанному добавляется новый материал, делаются уточнения.

Об изменении хода мысли говорят слова: но, хотя, однако, иначе, несмотря на, темпе менее, помимо и т.д. Они призваны обратить ваше внимание на новое направление развития мысли.

Выделение существенного момента в тексте обычно совершается при помощи слов: таким образом, тем более, стало быть, поэтому, в сущности и др. Они обращают внимание на значительный факт, который играет важную роль в логической цепочке развития мысли.

Обобщение, выводы предполагают в тексте наличие следующих слов: в итоге, итак, наконец, в общем, в результате и т.д. На предложения, начинающиеся такими словами, вы должны обратить особое внимание, поскольку именно здесь излагается суть рассматриваемого вопроса.

Научившись вовремя видеть слова-ориентиры, вы будете без труда следовать логике развития событий и соответственно адаптировать темп чтения к важности текущего момента. Помимо знания структуры текста и его языковых особенностей, на скорость и эффективность чтения оказывает влияние и его графическое оформление. Вставки жирным шрифтом и курсивом, более мелкими или более крупными буквами, печать в разрядку и окраска букв помогут вам зрительно определить ключевые слова, важные и дополнительные фрагменты текста.

Таблицы, диаграммы, графики также являются способом наглядного графического оформления текста. Они являются средоточием информации, представленной в наглядной, удобной для зрительного восприятия форме. В ходе предварительного знакомства с текстом, ориентируясь лишь по графическому оформлению, можно легко определить его центральную идею.

Итак, способность антиципировать в ходе чтения — это привычка активно работать с композицией и структурой текста, логикой повествования, стилем изложения, словами-ориентирами и графическими подсказками.

Источник: Шилин А, М., 2000

Категория: Мои статьи | Добавил: Petrakovskaya_Svetlana (21.11.2009)
Просмотров: 2930 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Отзывы о курсе
Шохман Татьяна, руководитель Психологического центра <Источник>, pch@land.ru Игорь Фадеев i21f60@mail.ru
Петраковская Светлана © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz