Суббота, 06.03.2021, 02:35
СКОРОЧТЕНИЕ. Развитие памяти, внимания.
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [18]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 21
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Главная » Статьи » Мои статьи

Физиология мозга и чтение
У человека за произнесение слов и за их осмысление отвечают разные зоны мозга (зона Брока и зона Вернике). Во время чтения вслух задействованы обе зоны. Во время чтения молча зона, ответственная за произнесение слов, работает тоже, мешая при этом скоростному восприятию текста.
Зона Вернике находится в первой височной извилине и надкраевой извилине теменной доли. Эта часть мозга не получает аккустическую информацию. Кроме того, она связана с корковыми областями зрительного анализатора, хотя непосредственно от глаз она информацию не получает.


Зона Вернике ответственна за интерпретацию чужой речи и формирование основного замысла высказываний самого человека (но не за подбор конкретных слов). Ее поражение приводит к нарушению понимания устной речи.

Зона Брока расположена в третьей лобной извилине. В этой части мозга представлены моторные образы слов. Нарушение работы зоны Брока приводит к тому, что человек, понимая, что ему говорят, не в состоянии сам что-либо произнести. При отключении зоны Брока фонематический слух не страдает. При повторении слов они не искажаются, при письме не возникает грубых ошибок.

Эксперименты и наблюдения в области подавления проговаривания слов при чтении

1. Американскими учеными проводился следующий эксперимент: испытуемым давали читать текст и просили при чтении произносить фразы, не имеющие отношения к тексту. Сначала испытуемые не могли нормально воспринимать текст, однако в результате тренировок способность воспринимать текст вернулась.

2. Оказалось, что, если у полиглотов или людей, владеющих несколькими языками, повреждены речевые центры, то восстановление речи после полученных травм обычно проходит следующие четыре стадии: понимание речи на родном языке, способность им пользоваться, понимание речи на чужом языке, способность им пользоваться.

3. При помощи специальной аппаратуры была проанализирована интенсивность внутреннего проговаривания во время чтения. Исследования выявили следующие факты.

При чтении текстов на родном языке мускульное напряжение языка и губ было минимально.

При чтении иностранных слов в тексте из русского языка интенсивность проговаривания резко возрастала.

Механическая фиксация губ, языка является неэффективным методом и позволяет затормозить только периферическую часть речедвигательного анализатора.

Графическую символику знакомых слов человек может воспринимать наглядными зрительными представлениями, пространственными схемами и образами.

4. У детей речевые области мозга частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Если в шести-семимесячном возрасте с ребенком проводить специальные упражнения, то он значительно раньше начинает выговаривать сложные слова.

5. Было замечено, что при поражении зоны Брока, отвечающей за представления моторных образов слов, не только страдает самостоятельная (спонтанная) речь, но и нарушаются другие двигательные реакции, в первую очередь те, с помощью которых мы передаем друг другу информацию. Нарушается жестикуляция, особенно сопровождающая нашу речь. Испытуемый не способен с помощью знаков передать своему партнеру даже самую несложную инструкцию. Сам, без подсказки, он не сможет вспомнить, каким жестом можно подозвать к себе партнера, как попрощаться с ним, бывшие военнослужащие не в состоянии воспроизвести жест воинского приветствия. Мало того, испытуемый и сам не понимает адресованных ему жестов, не отличит приветственного жеста от жеста угрозы.

Источник: Михайлов Сергей. "Скорочтение - шаманство над книгой", 2002

Категория: Мои статьи | Добавил: Petrakovskaya_Svetlana (19.11.2009)
Просмотров: 4016 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Отзывы о курсе
Шохман Татьяна, руководитель Психологического центра <Источник>, pch@land.ru Игорь Фадеев i21f60@mail.ru
Петраковская Светлана © 2021Бесплатный конструктор сайтов - uCoz