1. Не чередовать однотипную умственную работу. Вспомним, об этом ведь нам говорили еще в школе: не учить после физики математику, а после истории — литературу. То есть необходимо избегать в первую очередь гомогенных отвлечений. Лучший способ занять только что заученное — сразу вслед за этим постараться запомнить сходный материал. 2. Перерывы, которые мы делаем во время интенсивной интеллектуальной работы, нужно заполнять максимально рутинной деятельностью (прогулка, физические упражнения). Ведь как часто бывает: сидишь, учишь, устал. Ну, думаешь, газетку почитаю. Вродe бы отвлечение. Но на самом деле это другая — пускай облегченная — умственная работа. И она будет тормозить предыдущее запоминание, попросту стирать то, что Вы усвоили недавно. Поэтому вместо чтения газеты, телевизора и другого неэффективного отвлечения нужно заняться физкультурой, просто полежать, расслабившись, помыть посуду и т. д. Кроме того, во время перерыва происходит консолидация, закрепление информации в памяти, вызванное незаконченным действием.
3. Важную информацию запоминать утром, самую важную — перед сном. Почему? Потому что вечером будет отсутствовать самое сильное ретроактивное торможение. А утром — менее сильное проактивное. Конечно, здесь нужно учесть и общее утомление за день. Но можете провести простой опыт. Возьмите два четверостишия и выучите их перед сном за 5 минут. Проверьте через 8—10 часов утром. Два других сходных кусочка выучите за то же время утром любого дня, даже лучше в выходной — для углубления эффекта. Проверьте через 8—10 часов вечером. Разница в качестве воспроизведения будет примерно в 13 раза. Это и есть разница между силой ретро- и проактивного торможения. А если взять чисто несмысловую информацию и запомнить её механически (также утром и вечером, до первого правильного повторения), то результаты через 8 часов будут соответственно 10% и 50%.
4. Нужно учитывать, что в первые 10—15—20 минут серьезной умственной работы сказывается эффект торможения предыдущей деятельностью. Мы говорим: трудно переключиться. Но часто это может быть и незаметно. Но проверьте себя: что вы помните из вроде бы хорошо воспринятых первых 10—15 страниц серьезного чтения? Если перечислить, окажется, что многое упущено. Это нужно учитывать, и к любой интеллектуальной работе психологически готовиться заранее. В первую очередь это относится к целенаправленному формированию установок.
5. Избегайте случайных сильных отвлечений во время работы. Кто-то позвал, зазвонил телефон — все это тормозит предыдущую деятельность. Если сразу откликнуться на эти отвлечения, потом оказывается очень трудно вернуться к работе. Что же делать? Если невозможно полностью избежать таких отвлечений, попробуйте следующее. Допустим, вы сосредоточенно читаете, и вдруг звонит телефон. Не торопитесь сразу браться за трубку. Пусть он прозвонит пару раз, а вы в это время закрепите то, что сейчас делаете. Закончите абзац, прочитайте последнее предложение еще раз, повторите главную мысль этого отрывка вслух и т. д. А теперь беритесь за телефон. А при возвращении к работе начните чтение с предыдущей страницы.
6. Старайтесь не допускать возвратных движений глаз при чтении (регрессии), если только это не связано с осмыслением материала при завершении чтения законченного в смысловом отношении куска текста. Возвращаясь к уже прочитанному, мы нарушаем логический строй повествования. Таким образом, мы выключаем оперативную память и превращаем читаемый текст в гомогенное отвлечение.
То есть вернувшись к предыдущему, мы вытесняем из оперативной памяти то, что только что в ней было. И кроме того — замедляем чтение.
7. Используйте эффект незаконченного действия для уменьшения торможения. Не заучивайте до конца. Перенесите 15—20% работы на утро. Тогда эмоциональное напряжение, вызванное незаконченным действием, закрепит запоминание.