Пятница, 29.03.2024, 15:03
СКОРОЧТЕНИЕ. Развитие памяти, внимания.
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [18]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 21
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Главная » Статьи » Мои статьи

Рекомендации по улучшению запоминания

1. Не чередовать однотипную умственную работу. Вспомним, об этом ведь нам говорили еще в школе: не учить после физики математику, а после истории — литературу. То есть необходимо избегать в первую очередь гомогенных отвлечений. Лучший способ занять только что заученное — сразу вслед за этим постараться запомнить сходный материал.

2. Перерывы, которые мы делаем во время интенсивной интеллектуальной работы, нужно заполнять максимально рутинной деятельностью (прогулка, физические упражнения). Ведь как часто бывает: сидишь, учишь, устал. Ну, думаешь, газетку почитаю. Вродe бы отвлечение. Но на самом деле это другая — пускай облегченная — умственная работа. И она будет тормозить предыдущее запоминание, попросту стирать то, что Вы усвоили недавно. Поэтому вместо чтения газеты, телевизора и другого неэффективного отвлечения нужно заняться физкультурой, просто полежать, расслабившись, помыть посуду и т. д. Кроме того, во время перерыва происходит консолидация, закрепление информации в памяти, вызванное незаконченным действием.

3. Важную информацию запоминать утром, самую важную — перед сном. Почему? Потому что вечером будет отсутствовать самое сильное ретроактивное торможение. А утром — менее сильное проактивное. Конечно, здесь нужно учесть и общее утомление за день. Но можете провести простой опыт. Возьмите два четверостишия и выучите их перед сном за 5 минут. Проверьте через 8—10 часов утром. Два других сходных кусочка выучите за то же время утром любого дня, даже лучше в выходной — для углубления эффекта. Проверьте через 8—10 часов вечером. Разница в качестве воспроизведения будет примерно в 13 раза. Это и есть разница между силой ретро- и проактивного торможения. А если взять чисто несмысловую информацию и запомнить её механически (также утром и вечером, до первого правильного повторения), то результаты через 8 часов будут соответственно 10% и 50%.

4. Нужно учитывать, что в первые 10—15—20 минут серьезной умственной работы сказывается эффект торможения предыдущей деятельностью. Мы говорим: трудно переключиться. Но часто это может быть и незаметно. Но проверьте себя: что вы помните из вроде бы хорошо воспринятых первых 10—15 страниц серьезного чтения? Если перечислить, окажется, что многое упущено. Это нужно учитывать, и к любой интеллектуальной работе психологически готовиться заранее. В первую очередь это относится к целенаправленному формированию установок.

5. Избегайте случайных сильных отвлечений во время работы. Кто-то позвал, зазвонил телефон — все это тормозит предыдущую деятельность. Если сразу откликнуться на эти отвлечения, потом оказывается очень трудно вернуться к работе. Что же делать? Если невозможно полностью избежать таких отвлечений, попробуйте следующее. Допустим, вы сосредоточенно читаете, и вдруг звонит телефон. Не торопитесь сразу браться за трубку. Пусть он прозвонит пару раз, а вы в это время закрепите то, что сейчас делаете. Закончите абзац, прочитайте последнее предложение еще раз, повторите главную мысль этого отрывка вслух и т. д. А теперь беритесь за телефон. А при возвращении к работе начните чтение с предыдущей страницы.

6. Старайтесь не допускать возвратных движений глаз при чтении (регрессии), если только это не связано с осмыслением материала при завершении чтения законченного в смысловом отношении куска текста. Возвращаясь к уже прочитанному, мы нарушаем логический строй повествования. Таким образом, мы выключаем оперативную память и превращаем читаемый текст в гомогенное отвлечение.

То есть вернувшись к предыдущему, мы вытесняем из оперативной памяти то, что только что в ней было. И кроме того — замедляем чтение.

7. Используйте эффект незаконченного действия для уменьшения торможения. Не заучивайте до конца. Перенесите 15—20% работы на утро. Тогда эмоциональное напряжение, вызванное незаконченным действием, закрепит запоминание.

Категория: Мои статьи | Добавил: Petrakovskaya_Svetlana (19.11.2009)
Просмотров: 2317 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Отзывы о курсе
Шохман Татьяна, руководитель Психологического центра <Источник>, pch@land.ru Игорь Фадеев i21f60@mail.ru
Петраковская Светлана © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz