Пятница, 26.04.2024, 10:17
СКОРОЧТЕНИЕ. Развитие памяти, внимания.
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [18]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 21
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Главная » Статьи » Мои статьи

Самые важные законы функционирования памяти

Память наша функционирует по принципу: запоминать важное. Запоминается то, что значимо. Если то, что Вы запоминаете, для Вас не важно, то, как Вы думаете, сколько шансов у информации удержаться в голове? Такой Вам вопрос: Вы когда-нибудь забывали о Дне зарплаты? Или о своем Дне рождения?

Представим себе такой диалог в утреннем офисе.

- С Днем рождения, Игорь!!!

- Чего?

- Игорь, у тебя же сегодня День рождения!!!

- Ой, надо же, а я забыл...

Запомните Вашу реакцию.

Или, такая ситуация.

Сын-школьник идет на учебу. Мама протягивает ему деньги и просит:

- Сынок, купи, пожалуйста, на обратном пути мне колготки, и себе какую-нибудь игрушку на компьютер.

- Конечно, мамочка!

Вечер.

- Мама!!! Я такую игру нашёл! Сейчас поиграю!

- А колготки?..

- Ой, надо же, а я забыл...

Запомните Вашу реакцию.

Первая ситуация скорее исключение, чем правило. Человек, забывший о своем Дне рождения скорее вызовет у нас удивление , недоумение и массу вопросов. Может, у него т а к и е проблемы на работе, что День рождения оказался напрочь забыт. А может он вообще вообще никогда не отмечает свой День рождения... А вот ситуации, подобные второй, случаются в жизни довольно-таки часто (к сожалению, тут вопросов у нас не возникнет...). Мама обижается, и она несомненно права в своей обиде. Из этого факта она делает вывод - может быть и подсознательно - о недостаточной значимости для него своей просьбы, а значит и информации о своей личности вообще.

Дайте для запоминания на одинаковое время один и тот же материал — советы о том, как пеленать ребенка, — четырем людям. Это будут школьники — мальчик и девочка, девушка, готовящаяся к замужеству, и женщина, ожидающая ребенка. Очевидно, что в этой последовательности распределится и прочность запоминания, т. е. в зависимости от значимости этой информации для жизнедеятельности, пусть даже и предстоящей. Мальчик, если и сможет быстро запомнить, то на следующий день наверняка забудет. Женщина же запомнит прочно и в деталях — за то же самое время.

То же самое можно сказать, например, о военной службе. Упущения солдата в армии "по забывчивости" никогда не принимаются во внимание. Ведь информация о службе должна быть наиболее значимой для солдата и забыванию не подлежит. "Служение женщине, — писал Зигмунд Фрейд,— как и военная служба, требует, чтобы ничто, относящееся к ним, не было забываемо, и дает таким образом повод полагать, что забвение допустимо при неважных вещах; при вещах важных оно служит знаком того, что к ним относятся легко, стало быть, не признают их важности".

Так и текст, что важно - запоминается, не важное стирается тут же. Как сделать так, чтобы информация не стиралась? Забегу немного вперед и скажу о вопросах к тексту - если мы перед чтением текста определимся, что именно будет важным, то глаз упадет на эту информацию. Тогда уже будет гораздо больше шансов, что нужные идеи осядут в голове.

С законом значимости информации тесно связан закон 2 — деятельности. Чем более полно информация включена в деятельность человека, тем прочнее она запоминается. Или другими словами можно сказать так: мы запоминаем мир не потому, что существует вокруг нас, а потому, что мы взаимодействуем с ним.

Каждый ощущает различие между знаниями, полученными в учебной аудитории и приобретенными в процессе практической деятельности. Долго и неэффективно изучать, например, правила обращения с компьютером "теоретически". Но запоминание той же информации за реальным компьютером идет значительно быстрее.

На этом основаны активные, или интенсивные методы обучения. Одно дело, когда мы учим иностранный язык пассивно, сидя за столом, "сами с собой". Другое — когда занимаемся в группе, включая новую информацию в игру, живое общение. И совсем иначе происходит обучение, когда мы вынуждены общаться с носителями языка или вообще попадаем в иную языковую среду. Здесь умение быстро накапливать и применять новые знания оказывается более значимым и для жизнедеятельности в целом. Таким образом, настоящая мать учения не повторение, а скорее применение, т. е. включение запоминаемой информации в деятельность.

То же самое можно сказать об артистах. Принято считать, что у них хорошая память. Но ведь редкий драматический артист учит роль зубрежкой, "в лоб". Как учат роль? Через включение ее в деятельность, в более широкий контекст событий. Собственно текст читается всего несколько раз. Главное — достижение особого "видения", чувствования сюжета, эмоциональное вживание в роль. Это подкрепляется знаниями истории, атмосферы эпохи, к которой а данном случае относится пьеса. Далее разыгрываются многочисленные импровизации на тему пьесы, этюды и т. д. В результате у актера формируется собственное видение своей роли, которое должно доминировать над текстом. И при воспроизведении сюжета артист сам ищет необходимые слова и таким образом постепенно подходит к авторскому тексту, но как бы изнутри, через деятельность.

Эти два закона — значимости информации и деятельности — наиболее общие законы работы нашей памяти.

Память имеет свои законы, так давайте же учитывать их, чтобы запоминание было более эффективным. Очень хороший вопрос, который помогает лучше усвоить содержание и запомнить его: "Как я могу применить это на практике?"

Категория: Мои статьи | Добавил: Petrakovskaya_Svetlana (19.11.2009)
Просмотров: 1273 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Отзывы о курсе
Шохман Татьяна, руководитель Психологического центра <Источник>, pch@land.ru Игорь Фадеев i21f60@mail.ru
Петраковская Светлана © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz